Содержание материала
Доступность обучения и развития
Сфера IT все время развивается и вы вместе с ней.
Изучайте книги и документацию, запишитесь на курсы, шерстите интернет, общайтесь на форумах и в сообществах. Практикуйтесь.
Реализуйте самые смелые фантазии в программах и приложениях. Так вы станете крутым специалистом и сможете работать в любой компании.
«Помните, как забыв про всё, вы собирали конструктор в детстве? Программирование – тот же конструктор, только для взрослых. Бывает и такое, что не можешь понять задачу, раздражаешься и унываешь. Но как только докапываешься до её решения, в очередной раз убеждаешься: программировать круто! Самое интересное – использовать программирование для решения не только рабочих задач. Например, взял и сделал викторину по классическим композиторам или удобный калькулятор для домашнего пивоварения!» Максим Ермоленков, разработчик Ruby on Rails в Рокетбанке.
|
Видео
Интересная работа
Во-первых, количество сфер, где работают программисты, безгранично. Айтишники нужны на шахтах, исследовательских станциях на северном полюсе и особенно — для обслуживания космических кораблей. Что уж говорить про количество рабочих мест в мегаполисах.
«Программирование для меня — дело, которое никогда не дает скучать. Каждый день — новые вызовы и преодоления препятствий. Если ты справишься, получишь мало с чем сравнимое удовольствие. Видеть, как продуктом, созданным твоими руками, пользуются другие люди, дорогого стоит». Константин Колесников, руководитель разработки GeekBrains. |
Развивает творческий потенциал
Современные технологии открывают потрясающие возможности для реализации творческого и интеллектуального потенциала. Поэтому во всем цивилизованном мире программированию учат буквально с детского сада. Начиная с блочного программирования, где ребенок двигает блоки и учится не просто управлять героем, а руководить им как исполнителем, вникая во все внутренние процессы.
После такой тренировки человек начинает находить больше нестандартных подходов к решению самых разных задач. Например, школьники могут с помощью пары строчек компьютерного кода построить 3D-модель молекулы, которую можно покрутить, рассмотреть со всех сторон, тем самым сильнее погрузиться в изучение чего-то нового. Занятие программированием может помочь ребятам развить свои креативные способности и сориентироваться в самых разных предметных областях.
Побочные эффекты программирования
Писать код очень интересно, но это требует немало времени, усидчивости и внимательности. Так, например, написав какой-то код, вы можете быть уверены в его правильности, но компьютер говорит об обратном, и вы начинаете исправлять ошибки до тех пор, пока это не удовлетворит именно компьютер. Стоит отметить, что процесс обучения программированию имеет положительные побочные эффекты, среди которых:
- Компьютер в отличие от человека воспринимает все буквально. Поэтому если вам удастся справиться с машиной, то управление людьми станет для вас чем-то очень простым и доступным.
- Начиная работать с компьютером, вы уже по-новому смотрите на обработку той или иной информации. Если вы смогли получить опыт в области автоматизации, для вас не составит никакого труда узнать, как получить ту или иную информацию с последующей обработкой.
- Профессиональную коммуникацию также можно отнести к положительным побочкам, так как вы сможете поддерживать разговор с программистами, черпая от них новую информацию. Кроме того, мир IT невероятно интересен и полезен для понимания.
- К незначительному минусу можно отнести ответственность, которая ложится на вас, когда вы начинаете писать программу. Пусть даже вы пишете ее под себя, но вы все равно ее где-то попробуете и проверите. Бывают ситуации, когда программист не учел всех моментов, и программа дает сбой, в связи с чем незначительные ошибки могут привести к большим неудобствам. Именно поэтому вы должны понимать, что несете ответственность за программу, которую сами же и написали.
Как научиться программировать
С чего начать
В любом деле главное — мотивация. Чтобы почувствовать вкус программирования и с первых шагов получить результат, важно взяться за интересную и в меру трудную задачу.
Если вы считаете программирование слишком сложным, и даже если у вас нет айпада, обязательно примите участие в конкурсе Фоксфорда для начинающих кодеров. Задания построены на первых уроках курса в среде Swift Playgrounds. Я перевёл их на русский и адаптировал под формат сайта, чтобы задания мог выполнять любой школьник.
Курс на языке Swift — это эпловский курс на айпадах, где персонажи ходят по лабиринту, собирают камни и включают переключатели. Вначале ученики следуют правилам игры, но вскоре узнают, что могут сами управлять объектами. В результате за 12 занятий школьник создаёт собственную головоломку и пишет программу, которая её решает.
Некоторые участники застревают на десятом задании и даже пишут, что его невозможно решить. Для тех, кто привык действовать по шаблону, она оказывается сложной, поскольку нужно проявить гибкость. В условии не сказано, как именно следует двигаться персонажу. Многие школьники рассуждают стереотипно и попадаются в логическую ловушку.
Как заниматься
Если вы хотите развиваться в этом направлении, будут полезны все формы обучения: и курсы, и книги, и практика. При этом для обмена опытом особенно эффективно работать в группе. Для взрослых слушателей моего онлайн-курса я создал телеграм-канал. Учащиеся сами отвечают на вопросы друг друга, обмениваются тестовыми заданиями потенциальных работодателей. Заниматься в группе веселее, чем одному: здесь энергетика и поддержка, благодаря которым слушатели вовлекаются в процесс.
Школьники, которые раньше не занимались программированием, могут пройти мой базовый курс на языке Swift. Хорошие программисты получаются из тех ребят, которые долго играли в видеоигры. Достаточно один раз испытать «чувство бога», спроектировать собственную вселенную, чтобы перестать играть и начать создавать свои приложения. Неважно, игра это или что-то другое — вы будете устанавливать правила для других.
Тем, кто хочет всерьёз изучать программирование, я советую прочесть классический труд Дональда Кнута «Искусство программирования». Когда вы усвоите базовые понятия и получите первый опыт создания кода, переходите к реальной практике.
Сколько времени это займёт
В произведениях Кира Булычёва дети занимаются серьёзными научными исследованиями наряду со взрослыми. Главная героиня и её товарищи проводят смелые эксперименты в биологическом кружке и публикуют статьи в серьёзных журналах. Я думаю, мы действительно к этому идём, и программирование — одна из первых областей, где школьники выступают наравне со взрослыми.
Я согласен с теорией «10 000 часов»: если вы на протяжении трёх лет будете заниматься любимым делом, то достигнете профессионального мастерства. Дело в том, что подростки не всегда готовы быстро определиться. До программирования я перепробовал много разных занятий: учился в музыкальной школе, играл в шахматы, посещал секции плавания, дзюдо, ходил на лыжах. Молодым людям интересно многое, они должны попробовать всё — это совершенно нормально.
Программисты тринадцати лет — явление уникальное, а вот старшие школьники делают коммерчески успешные проекты. Например, выпускник Филипп Захарченко три раза подряд получал стипендию для участия в международной конференции «Эпла» для разработчиков.