Почему старики живут, а молодые умирают?

«Почему старики живут, а молодые умирают?» По поводу того факта, что люди умирают молодыми, многие из нас слышали или и сами произносили следующее недоумение: «Почему старики живут, а молодые умирают?» Вот что отвечают святые отцы на эти слова.

Антоний Оптинский (Письма к разным лицам): «Мы не можем постигнуть, почему молодой прежде-временно умирает, а старичок иной скучает уже самой жизнью и от бессилия то и дело охает, но не умирает. Господь же Бог всепремудро, человеколюбно и недоведомо нам всем и каждому полезное устрояет и дарует. Например, если чьи дни сохраняет до самой глубокой старости — благодетельствует; если чью жизнь пресекает в юности или в младенчестве, то еще более благодетельствует. В истине сих слов удостоверяет нас Святая Церковь в заупокойном тропаре, говоря ко Господу: «глубиною мудрости человеколюбно вся строяй, и полезное всем подаваяй, Едине Содетелю»… По сему доводу мы и должны оставить или, по крайней мере, умерить печаль нашу, дабы не было вменено нам в жалобу на Бога, что Он якобы с нами не человеколюбно поступает».

Макарий Оптинский (Письма, 3, 277): «каждому из нас должно умереть; но когда, Единому Богу известно. И в этом есть предопределение Божие, когда кому умереть. Если кто умирает, в каких бы то ни было летах, в младости, или в старости, или в среднем возрасте, то ему так от Бога назначено; то о сем надобно быть спокойными, токмо примирять свою совесть покаянием и благонадежием. Сколько бы мы ни жили, а все надобно умереть; кто умирает в молодости, то надо полагать, что Богу так угодно».

Еп. Гермоген Добронравин (Утешение в смерти близких сердцу): «Что сказано о младенцах, — то же почти должно сказать и о возрасте юношеском. Если Бог берет к Себе юношей, то, видно, берет их благовременно: видно, они довольно созрели уже для вечности, и Господь берет их, «да не злоба изменит разум его или лесть прельстит душу его» (Прем. 4, 11); а если еще и не дозрели, то они еще несравненно хуже были бы для неба, если бы долее оставались на земле».

Дмитрий Ростовский (Слово на поминовение И.С. Грибоедова…): «Писание объясняет, почему судьбы Божии иногда определяют смерть молодому человеку. «Преставлен, — говорит оно, — восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его» (Прем.4, 10-11). Мы же присоединим к этому еще и следующее: он умирает для того, чтобы более не видеть злобы мира сего, «во зле лежащего» (1Ин. 5, 19), чтобы не отягощаться более бедами настоящего многобедного времени, чтобы не обуреваться, как корабль, морскими волнами — житейскими печалями». Паисий Святогорец (Семейная жизнь, ч.6): «…исследовав вещи глубже, мы увидим, что, чем взрослее становится человек, тем больше ему надо бороться и тем больше у него накапливается грехов. Особенно люди мира сего: чем дольше они живут, тем больше — своими попечениями, несправедливостями и тому подобным — они ухудшают свое состояние, вместо того чтобы его улучшить. Поэтому человек, которого Бог забирает из этой жизни в детстве или в юности, больше приобретает, чем теряет. (Вопрос) Геронда, почему Бог попускает, чтобы умирало так много молодых? (Ответ) Никто еще не подписывал с Богом контракт о том, когда ему умереть. Бог забирает каждого человека в наиболее подходящий момент его жизни, забирает особым, только для него пригодным образом — так, чтобы спасти его душу. Если Бог видит, что человек станет лучше, Он оставляет его жить. Однако, видя, что человек станет хуже, Он забирает его, чтобы его спасти. А других — тех, что ведут греховную жизнь, но имеют расположение сделать добро, Он забирает к Себе до того, как они успевают это добро сделать. Бог поступает так, потому что знает, что эти люди сделали бы добро, если бы им представилась для этого благоприятная возможность. То есть Бог всё равно что говорит им: «Не трудитесь: хватит и того доброго расположения, которое у вас есть». А кого-то еще — очень хорошего, Бог забирает к Себе, потому что в Раю нужны и цветочные бутоны». 2. Следующее расхожее недоумение: «Но молодой человек еще ничего не видел в жизни и не испытал удовольствий».

Во-первых, так, обычно, говорят люди, которые сами воспринимают жизнь как удовольствие и не задумываются о постоянно преумножающихся грехах. Таким людям отцы объясняют следующее. Василий Великий (Письма, п.292 (300)): «А если умер (отрок) прежде времени, прежде нежели насладился жизнью, прежде нежели пришел в меру возраста, прежде нежели стал известен людям и оставил по себе преемство рода, то (как сам себя уверяю) в этом не приращение горести, но утешение в постигшем горе. К благодарению обязывает сие распоряжение Божие, что не оставил он на земле детей-сирот, что не покинул жены-вдовы, которая бы или предалась продолжительной скорби, или вышла за другого мужа и вознерадела о прежних детях. А если жизнь этого отрока не продолжилась в мире сем, то будет ли кто столько неблагоразумен, чтобы не признать сего величайшим из благ? Ибо должайшее пребывание здесь бывает случаем к большему изведанию зол. Не делал еще он зла, не строил козней ближнему, не дошел до необходимости вступать в собратство лукавствующих, не вмешивался во все то, что бывает худшего в судах, не подпадал необходимости греха, не знал ни лжи, ни неблагодарности, ни любостяжательности, ни сластолюбия, ни плотских страстей, какие обыкновенно зарождаются в душах своевольных; он отошел от нас, не заклеймив души ни одним пятном, но чистый переселился к лучшему жребию. Не земля скрыла от нас возлюбленного, но прияло его небо».

Во-вторых, следует отметить, что, как правило, в нашем воображении рисуются картины о счастливой мирской жизни наших детей и это усиливает наше неправильное восприятие смерти.

Макарий Оптинский (Письма, 5, 89): «…не все ли равно — она умерла бы и много лет поживши; но сколько бы испытала бурь, скорбей и превратностей жизни? Плачущие не жалели ее в сем отношении, а в воображении их рисовался проспект счастливой жизни; а это очень редко случается».

Алексей В. Фомин – Неслучайные «случайности»

или На все воля Божия.

Видео

Не видят будущего

Андрей Анохин, депутат Законодательного собрания:

— Подростки не видят перспектив в завтрашнем дне. Из-за этого и начинают употреблять наркотики, алкоголь. Посудите сами: молодые люди заканчивают вузы, хотят работать, продвигаться по служебной лестнице. Но такие возможности есть лишь при хороших родственных связях и отцах-чиновниках. Нужно полностью перестраивать идеологию нашего государства, создавать общество, где у людей есть равные возможности применять свой профессионализм. Но в ближайшем будущем мы вряд ли будем жить в такой стране. И молодёжь это понимает.

Вторая часть проблемы — это сильные позиции наркомафии. Органы наркоконтроля не способны эффективно бороться с этой силой. Большинство полицейских решают лишь свои задачи, отсюда высокий уровень коррупции и разгул преступности. Вспомните недавний случай, когда у подполковника наркоконтроля изъяли 36 килограммов героина. Рано или поздно подросток встаёт перед выбором: грызть гранит науки, не имея гарантий на достойную работу, или веселиться и «кайфовать». Нам понятно, что это удовольствие ложное. Но молодёжь, похоже, выбирает именно этот путь, и статистика подтверждает наши догадки.

Что делать?

Да, нам очень хотелось бы, чтобы Бог остановил действие зла Своей всемогущей волей. Но здесь возможны только два варианта:

  • преображение мира и человека;
  • уничтожение мира и человека.

Первый возможен благодаря Искупительному Подвигу Христа, но предполагает реализацию свободной воли и свободного выбора человека. В таком случае всегда остается возможность существование зла. «Полюс» святости и любви (а мы помним, что насильно любить невозможно) подразумевает также хотя бы потенциальную вероятность существования «полюса» ненависти и злобы. Ради спасения святых Бог терпит зло. Но нужно помнить, что зло не самобытно, во всей онтологической глубине даже нельзя сказать, что зло существует – оно реально, но не имеет собственной сущности. Зло всегда будет ущербностью добра. Бог желает добра и не желает зла, именно поэтому насильственное уничтожение зла для Него неприемлемо, потому что тогда Ему пришлось бы уничтожить весь мир, насквозь пропитанный злом. При этом такое уничтожение уже само по себе было бы злом. Господь заботится, промышляет о мире, но для каждого из нас окончательная победа над смертью еще впереди.

Смерть — в свободной продаже

В России появились смертельно опасные курительные смеси, так называемые «спайсы», которые уже составили серьёзную конкуренцию героину. За полтора месяца от них погибли 25 человек, более тысячи получили отравления, некоторые находятся в коме. На днях и в Санкт-Петербурге был госпитализирован 16-летний подросток с острой интоксикацией курительной смесью. А 29-летний петербуржец скончался после употребления «спайсов». И этот яд в городе продают фактически легально. 

— Поначалу эти курительные смеси на основе растительных компонентов  считались относительно безвредными и вполне легально продавались на территории многих стран мира, — говорит Юрий Поляков, доцент, заведующий психиатрическим отделением Института мозга человека им. Н. П. Бехтеревой РАН. — Однако затем в них стали добавлять психоактивные химические вещества, которые способны не только вызывать временные изменения психического состояния, но и тяжелейшую интоксикацию организма. Отсюда и такое количество смертей. Одни погибают из-за неадекватного поведения под воздействием вещества (выпрыгивают из окон и проч.), другие — из-за токсического поражения внутренних органов. Проблема в том, что бороться с этим трудно. Производители наркотика всегда идут на шаг впереди наркоконтроля, полиции, медиков, постоянно меняя состав препарата. 

Грубо говоря, в определённых местах, в основном за рубежом, сидит группа химиков, которая легко создаёт новые формулы. А по существующему в России закону всё и сразу мы запретить не можем. И пока правоохранители с медиками разбираются в химическом составе новой смеси, она продаётся на рынке. Более того, даже признав её смертельно опасной для жизни, требуется время, чтобы внести препарат в список запрещённых. 



Пока правоохранители с медиками разбираются в хи

Пока правоохранители с медиками разбираются в химическом составе новой смеси, она продаётся на рынке.  Фото: УФСКН РФ

— Оказать медицинскую помощь подобным пациентам также сложно, поскольку мы фактически не знаем, каким именно веществом отравлен человек, какой антидот использовать, — продолжает Поляков. — Формула запрещённого вещества незначительно изменяется, юридически оно перестаёт быть уязвимым для правоохранительных органов, а в итоге появляется новая смертельная смесь. Из этой ситуации я вижу только один выход, разработать правовую базу, которая бы позволяла оперативно пресекать подобную наркоторговлю. Но при этом никак бы не затрагивала сферу жизни людей, не употребляющих наркотики, в частности медицину. 

После серии смертей и отравлений подростков от «спайсов», в Госдуме наконец решили ужесточить закон. Планируется, что Госнаркоконтроль сам будет принимать решение о запрете новых подозрительных смесей, а уже потом разбираться, что входит в их состав.

Теги